12 июня 1990 года на первом съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики».

В 1991 году перестало существовать государство СССР. 25 декабря 1991 года появилась РСФСР, а 21 апреля 1992 года Законом РСФСР введено наименование "Российская Федерация».

В это же время группой экспертов была разработан документ «О концепции судебной реформы в РСФСР», одобренный 24 октября 1991 года Верховным Советом РСФСР. Судьи уже тогда осознали, что успех судебной реформы находится в их собственных руках, что от их активной позиции зависит, состоится ли в России судебная власть.

Российская судебная система в тот период переживала глубокий кризис, судейский корпус находился на грани развала. В каждом регионе лежали десятки, а по России – сотни судейских заявлений об увольнении, а желающих стать судьей практически не было.

В этих тяжелейших условиях, благодаря усилиям судейского сообщества, Совета судей, его Президиума и поддержке Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 1992 года был принят Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», явившийся поистине прорывом в изменении отношения органов законодательной и исполнительной власти к судам и судьям. Заложенные в этом Законе прогрессивные идеи (самостоятельность органов судебной власти, порядок их финансирования, гарантии независимости судей и др.) нашли отражение в принятых в последующие годы законодательных актах и, прежде всего, в Конституции России.

12 декабря 1993 года новой Конституции РФ, являющейся основным нормативным актом в правовой системе Российской Федерации, принцип разделения властей нашел свое подтверждение в статье 10: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную».

Для обеспечения подлинной независимости «третьей власти», именно так называют судебную власть, необходимо было и не зависимое от двух других ветвей власти финансирование судов всех уровней. Речь шла о сохранении целостности федеральной судебной системы и единства статуса судей, отделение судебной власти от исполнительной путем передачи функций по организационному, ресурсному и кадровому обеспечению судов общей юрисдикции от Минюста России органу, полностью подотчетному судейскому сообществу.

31 декабря 1996 года был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», в статье 31 которого предусматривалось создание самостоятельного органа – Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. И что этот орган будет обеспечивать деятельность судов общей юрисдикции, а его руководитель назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей России, то есть этот орган полностью подотчетен и подконтролен судейскому сообществу.

8 января 1998 года был принят Федеральный закон № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». и в течение года во вновь созданной структуре начали работать его подразделения в субъектах Российской Федерации – управления (отделы). И это явилось крупными шагами на пути укрепления самостоятельности и независимости судебной власти.