Первый раз увеличение служебной нагрузки по некоторым категориям дел областного суда и районных народных судов произошло в 1966—1980, и связано это было ростом преступности и судимости в области. Но это не повлекло увеличение штатной численности сотрудников судов.

Статистика того времени показывает, что количество зарегистрированных преступлений в области возросло почти в 2 раза – с 11222 (1965 г.) до 21530 (1979 г.), из которых: убийства – на 55% (с 207 до 318); в 3 раза тяжкие телесные повреждения (ст. 108 УК РСФСР)(с 308 до 964); изнасилования (ст. 117 УК РСФСР) – на 73% (183-317); в 2 раза кражи (ст. 144 УК РСФСР) – (2209-4303); преступления несовершеннолетних – на 26% (1731 – 2127).

Областной суд, также как и районные народные суды, продолжал заниматься профилактической работой (лекции, выездные заседания и др), также проводил обобщения практики по всем категориям дел, рассматриваемых нарсудами и проводил учебу вновь избранных судей.

Принятая в 1977 Конституция СССР с небольшими редакционными изменениями в основном повторила нормы Конституции СССР 1936 года, закрепившие систему органов правосудия и порядок избрания судей и народных заседателей. Новизна конституционного регулирования сферы правосудия состояла в том, что ряд основополагающих принципов, установленных действующим законодательством, воспроизводился в Конституции СССР.

Впервые на конституционном уровне была сформулирована норма уголовно-процессуального законодательства, согласно которой никто не мог быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

Принятие в 1978 новой Конституции РСФСР повлекло за собой пересмотр некоторых законодательных актов и приведение их в соответствие с новыми конституционными нормами. В 1981 принят Закон «О судоустройстве РСФСР».

В начале 80-х гг. были приняты законы СССР, оказавшие влияние на последующую деятельность судебных и правоохранительных органов.

Важным событием в истории советского законодательства было принятие Верховным Советом СССР 23 октября 1980 г. Основ законодательства Союза ССР об административных правонарушениях. А затем был принят Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, который закреплял систему процессуальных гарантий, позволяющих лицу, привлекаемому к административной ответственности, защищать свои права и отстаивать невиновность.

В числе этих гарантий устанавливалось право вносить объяснения и замечания в протокол об административном проступке, знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства о проведении дополнительных проверок, вызове свидетелей, пользоваться услугами адвоката и др. Основы и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях сыграли определённую роль в укреплении законности и правопорядка в стране.

В этот же период Верховным Советом РСФСР были приняты Исправительно-трудовой, Земельный и Водный кодексы, Кодекс законов о труде, Кодекс о браке и семье, законы о народном образовании, здравоохранении.

Важнейшим событием в области гражданского права явилось принятие 24 июля 1981 г. Верховным Советом СССР Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик. На базе Основ Верховный Совет РСФСР 24 июня 1983 г. принял Жилищный кодекс РСФСР. Благодаря этим нормативным актам, в СССР и РСФСР впервые на уровне законов получили детальное правовое регулирование отношения, связанные с реализацией одного из важнейших конституционных прав граждан СССР – права на жилище.

Ухудшение экологической обстановки потребовало принятия законов СССР, которыми устанавливался правовой режим использования природных ресурсов, предусматривались также меры ответственности лиц, виновных в нарушении природоохранного законодательства.

Все это нормотворчество отразилось на содержательной деятельности как судов области, так и областного суда, т. к. расширение законодательной базы значительно повлияло и на расширение номенклатуры рассматриваемых дел по категориям. Все большее количество граждан стало обращаться в суд за защитой своих прав и интересов. По некоторым видам преступлений ужесточилось уголовное законодательство, резко возрос объем работы областного суда и судов области. Углублялись проблемы, в экономике сокращались показатели прироста в промышленности и сфере сельскохозяйственного производства.

В 1987 году в СССР перестройка была объявлена новым государственным курсом. Законодательство СССР и РСФСР этого периода можно подразделить на два этапа.

Первый охватывает 1985—1987 гг., когда вновь принятое законодательство ограничивалось совершенствованием действующей системы права, устранением пробелов, устаревших, либо противоречивых норм. Основ законодательства и иных актов, принципиальным образом меняющих нормативно-правовое регулирование той или иной отрасли права, не принималось.

Появление новых законов потребовало от судей судов всех уровней его досконального изучения в предельно сжатые промежутки времени.

На так называемом втором этапе (1987 – 1991) принимались акты, направленные на проведение мер по реформированию всех сфер общества. Основу таких актов составили законы, принятые Верховным Советом СССР, как постоянно действовавшим законодательным органом. Всего им за два года работы было принято более ста законов СССР, значительная часть которых была направлена на проведение правовой реформы, создание правового государства и рыночных отношений.

В 1986 – 1988 гг. была легализована частная предпринимательская деятельность в ряде производственных и сервисных областей. Быстро стали развиваться кооперативный сектор экономики и индивидуальная трудовая деятельность.

Это повлекло новые преступления в сфере экономики, такие как: финансовые операции по превращению безналичных денежных средств в наличные, хищения в особо крупных размерах, организованные группы расхитителей, представляющие собой качественно новое социальное явление – организованную преступность как опасный социальный институт, вполне самостоятельную управленческую систему… увеличивалось количество преступных посягательств на государственную собственность». Вместе с тем в легализованном частном секторе происходила «отмывка капиталов», «сколоченных» в сфере «теневой экономики».

Из десятков принятых в то время новых законов необходимо сказать еще о двух – Закон СССР от 30 июня 1987 г. «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан» и Закон СССР от 2 ноября 1989 г. «О порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан».

Первый предоставил гражданам право обжаловать в суд все касающиеся их решения должностных лиц, кроме случаев, когда законами и подзаконными актами был установлен иной порядок разрешения возникшего конфликта.

С введением в действие Закона 1989 года судам стали подведомственны все дела о защите прав и законных интересов граждан, кроме случаев, предусмотренных законами. Таким образом, исполнительная власть, в том числе и правительство, утратили возможность ограничивать право граждан на судебную защиту путем издания подзаконных актов.

Нестабильность политической и экономической обстановки сразу отразилась на состоянии преступности, а, следовательно, и на деятельности судебных органов.

В середине 90-х штатная численность суда выросла в два раза.