Экспозиции


До 1921 территория Новосибирской области входила в состав Томской губернии, с 1921 по 1925 – Новониколаевской губернии, с 1925 по 1930 – Сибирского края и с 1930 по 1937– Западно-Сибирского края.

История судебных органов Новосибирской области достаточно сложна, в том числе и из-за территориальных изменений, происходивших невероятно стремительно, начиная с революционных событий 1917 и заканчивая 1937 годом.

С 1918-го и до января 1923 года на территории современной Новосибирской области функционировали следующие судебные органы: система народных судов и ревтрибуналы. Функции судебного управления и надзора за исполнением законов осуществлялись в масштабах РСФСР — Наркоматом юстиции, в Сибири – Сибюстом, в губерниях – губернскими отделениями юстиции, в уездах – уездным бюро юстиции.

Радикальная реорганизация судебной системы, получившей название «Судебная реформа 1922 года» началась после принятия сессией ВЦИК 11 ноября 1922 года Положения о судоустройстве РСФСР. Этим Положением на территории РСФСР вводилась единая система судов: губернский суд (вместо губсовнарсуда и губревтрибунала), Верховный Суд РСФСР (вместо Верховного трибунала и его коллегий).

Новониколаевский (Ново-Николаевский) Губернский суд начал свои действия 21 января 1923 года в соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР и на основании телеграммы за № ПР-53419543 от 21.01.1923, подписанной Наркомом юстиции Д.И. Курским.



Сибирский краевой суд (12.11.1925 – сентябрь 1930) был образован в связи с очередным административным делением территории Сибири.

30 июля 1930 года Сибирский край постановлением ВЦИК был снова разделен на Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский края. В состав Западно-Сибирского  края вошло 14 бывших округов и Ойротская автономная область (Горно-Алтайская). Западно-Сибирский краевой суд был создан в сентябре 1930 года на базе Сибкрайсуда и просуществовал до сентября 1937 года.

С 20 октября 1937 года Западно-Сибирский краевой суд функционирует в границах области и называется Новосибирский областной суд (на основании телеграфного указания Наркома юстиции РСФСР Антонова-Овсиенко 15.10.1937).

Принятие Закона о судоустройстве СССР в 1938 году ознаменовало начало масштабных преобразований в судебной системе, которые коснулись и Новосибирского областного суда.

Новосибирский областной суд накануне войны впервые был полностью укомплектован кадрами. После 22 июня 1941 года в связи с мобилизацией мужского населения в штате областного суда появились вакансии судей, которые заполнялись судьями-женщинами. Однако на протяжении 1941 – 1945 гг. штат судей так и не был полностью укомплектован, из года в год имелись вакансии. Трудности в работе Новосибирского областного суда в период начала войны были связаны еще и с тем, что по приказу Наркомюста РСФСР с 1 августа 1941 года сокращен штат работников суда на 20%. Считалось, что в связи с военными действиями в европейской части СССР, нагрузка в судах «тыловых» регионов снизится. А в Новосибирске нагрузка на суды с начала войны резко возросла. Это было связано с тем, что население города и его территория увеличилось практически в 2 раза по сравнению с довоенными показателями. Из прифронтовых областей было эвакуировано и размещено большое количество заводов и фабрик, в том числе и оборонных.

После окончания войны в суд возвращались демобилизованные участники войны, началась работа по восстановлению народного хозяйства, и суды работали над реализацией этой задачи. Президиумом Верховного Совета СССР был издан ряд Указов, поставивших новые задачи перед судом.

На первом месте по своему значению был Указ от 26 мая 1947 года «Об отмене смертной казни». Его принятие было вызвано тем, что исторические победы советского народа над врагом показали не только возросшую мощь государства, но и исключительную преданность Родине и правительству всего населения Советского Союза. Смертная казнь отменялась за все преступления, за которые она была предусмотрена действующими в СССР уголовными законами. Смертная казнь заменялась заключением в исправительно-трудовых лагерях сроком на 25 лет.

Затем в том же году вышел Указ «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества», который устанавливал единообразие в мерах наказания за хищение государственной и общественной собственности, предусматривал одинаковое, суровое наказание за хищение государственного или общественного имущества, независимо от того, в какой форме оно произведено (растрата, кража, мошенничество). За первый раз совершенное преступление расхитители государственной собственности карались наказанием в исправительно-трудовых лагерях на срок от 7 до 10 лет с конфискацией имущества, а если преступление совершали повторно, то сроки были от 10 до 25 лет лагерей.

Накануне 1948 года в СССР отменили продовольственные карточки: 14 декабря 1947 года Советом Министров СССР и ЦК ВКП(б) было принято и опубликовано Постановление «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары».

Документ породил новый вид преступлений: в целях обмена на льготных условиях старых денежных купюр на новые, некоторые граждане сдавали деньги в банк с нарушением установленного порядка, и за эти действия привлекались и осуждались как за хищение государственного и общественного имущества

Также суды в тот период боролись с нарушителями трудовой дисциплины и нерадивыми руководителями, которые не работали над улучшением условий труда.

Новосибирский областной суд, как и другие суды того времени, достигнув определенных результатов, не останавливался на этом, а совершенствовал свою деятельность, работал над ошибками, над соблюдением норм материального и процессуального права. Неуклонно рос образовательный уровень членов областного суда и технического персонала.

14 августа 1954 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об образовании президиумов в составе Верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей».



В целях усиления роли областных, краевых и приравненных к ним судов, в осуществлении судебного надзора указом было постановлено образовать президиумы этих судов. Президиумам предоставлялось право пересмотра в порядке надзора уголовных и гражданских дел, рассмотренных коллегиями этих судов в кассационном порядке, а также приговоров и решений народных судов, вступивших в законную силу, по протестам прокуроров и председателей судов (кроме народных). Расширена была и подсудность этих судов в связи с передачей на их рассмотрение дел о государственных преступлениях, дел, ранее подсудных транспортным судам и некоторых других.

Президиум Новосибирского областного суда был создан в начале сентября и первое заседание состоялось 16 сентября 1954 года.

С образованием президиума Новосибирского областного суда появилась возможность быстрее исправлять допущенные судами ошибки. Усиление судебного надзора в целом положительно сказалось на работе народных судов Новосибирской области и судебных коллегий областного суда по отправлению правосудия.

Новосибирский областной суд, как и другие суды того времени, достигнув определенных результатов, не останавливался на этом, а совершенствовал свою деятельность, работал над ошибками, над соблюдением норм материального и процессуального права. Неуклонно рос образовательный уровень членов областного суда и технического персонала.

Структура и функционал областных и равных им судов, в том числе и Новосибирского облсуда, оставался неизменным почти полвека.

Также одинаковой оставалась на протяжении нескольких десятилетий и штатная численность членов областного суда и технического персонала. Она была увеличена примерно на треть в середине 80-х годов прошлого века, в так называемые годы перестройки, когда произошли первые кардинальные изменения в законодательстве.

Следующее увеличение штатной численности суда (практически в 2 раза) произошло уже в 90-х годах: в 1991 году распался Советский Союз, 25 декабря 1991 года появилась РСФСР, а 21 апреля 1992 года Законом РСФСР введено наименование "Российская Федерация».

90-е годы как для России в целом, так и для ее судебной системы были, пожалуй, одним из самых динамичных и одновременно сложных и напряженных периодов в новейшей истории. Еще пять столетий назад английский священник Р. Хукер сказал: «Всякая перемена, даже перемена к лучшему, всегда сопряжена с неудобствами».

Перемены в нашей стране были стремительными, кардинальными и болезненными: резко выросло количество преступлений, в том числе и экономических, соответственно возросла и нагрузка на суды. Кроме того в обществе преобладали протестные настроения, что соответственно повлекло и увеличение количества обращений в суд граждан за защитой своих прав и законных интересов в порядке гражданского и административного судопроизводства.

Новому государству требовались новые законы.


В это время группой экспертов была разработан документ «О концепции судебной реформы в РСФСР», одобренный 24 октября 1991 года Верховным Советом РСФСР.

По инициативе Председателя Верховного Суда Российской Федерации Вячеслава Михайловича Лебедева, Министра юстиции РСФСР Николая Васильевича Федорова и группы судей был созван I Съезд судей.


I Съезд судей, Москва, 1991.
Слева направо: В.М. Лебедев — председатель Верховного Суда РСФСР,
Б.Н. Ельцин — Президент РСФСР,
Н.В. Федоров — министр юстиции РСФСР


 

Одним из самых главных событий съезда явилось принятие решения о создании Совета представителей судей как органа, функционирующего в период между съездами и призванного содействовать проведению судебной реформы в России, защищать интересы судей, представлять их в других органах государственной власти. Во исполнение этого решения в каждом субъекте Российской Федерации были проведены конференции, избравшие по одному представителю в Совет.


1 съезд судей. 1993 г.


 

Судьи уже тогда осознали, что успех судебной реформы находится в их собственных руках, что от их активной позиции зависит, состоится ли в России судебная власть, поэтому наряду с реализацией внутренних потребностей судейского сообщества в поле зрения Совета оказалось практическое содействие реализации Постановления Верховного Совета РСФСР «О концепции судебной реформы в РСФСР».

Российская судебная система переживала глубокий кризис, судейский корпус находился на грани развала. В каждом регионе лежали десятки, а по России – сотни судейских заявлений об увольнении, а желающих стать судьей практически не было.

В этих тяжелейших условиях, благодаря усилиям судейского сообщества, Совета судей, его Президиума и поддержке Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, 26 июня 1992 года был принят Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», явившийся поистине прорывом в изменении отношения органов законодательной и исполнительной власти к судам и судьям. Заложенные в этом Законе прогрессивные идеи (самостоятельность органов судебной власти, порядок их финансирования, гарантии независимости судей и др.) нашли отражение в принятых в последующие годы законодательных актах и, прежде всего, в Конституции России.

И в соответствии с вышеназванным законом (ч. 2 ст. 21) судьи с1992 года осуществляют правосудие в мантии.

С принятием 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ, являющейся основным нормативным актом в правовой системе Российской Федерации, принцип разделения властей нашел свое подтверждение в статье 10: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную и судебную».

Конституцией РФ также были закреплены переход от социалистической плановой экономики к рыночной экономике, приоритет личности человека, его прав и свобод, в отличие от приоритетной защиты интересов государства и общества, существовавшей в советский период развития государства.

На рубеже XX-XXI веков произошли значительные изменения в уголовном и гражданском законодательстве, существенно расширилась компетенция судов в области защиты гражданских прав. В тот период приняли законы «О всенародном голосовании», «Об общественных объединениях». «О профессиональных союзах», «О бригадном подряде», «О государственном предприятии», «О собственности», Основы законодательства об инвестиционной деятельности, Основы законодательства о земле и др.

30 ноября 1994 года был принят Гражданский кодекс Российской Федерации.

С 1 января 1997 года введен в действие Уголовный кодекс Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» на применение смертной казни как меры наказания за совершение преступлений наложен мораторий, который сохраняется и сегодня.

Основные положения концепции судебной реформы в Российской Федерации, принятой в 1991 г., в дальнейшем были реализованы в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 июля 2002 года, и принятым в ноябре того же года "Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Структура Новосибирского областного суда в эти годы осталась неизменной – президиум, гражданская и уголовная коллегии, канцелярии, архив; произошла закономерная смена руководства, и штатная численность судей и работников аппарата увеличилась в два раза.

В 2001 году нагрузка на судей коллегий во 2-й инстанции снова выросла, что было связано с началом работы в этом году мировой юстиции, так как оспаривание принятых ими судебных актов законодатель предусмотрел в надзорной инстанции судов субъектов.

Введение института мировых судей в Новосибирской области стало возможным, благодаря активной позиции Новосибирского областного суда, инициировавшего в Новосибирском областном Совете принятие Закона Новосибирской области «О мировых судьях в Новосибирской области» от 7 февраля 2000 года.

Новосибирская область стала одним из первых субъектов в России, где участки мировых судей начали работать практически сразу на всей территории региона: в 2001 году 12 мировых судей назначены в районы г. Новосибирска, а в течение 2002 судебные участки были сформированы и начали работать на всей территории области. Новосибирским областным судом оказывалась необходимая помощь институту мировых судей в их обучении, а также осуществлялась консультативная и методическая помощь для формирования единой правоприменительной практики в области.

Новосибирская область была в числе первых регионов России, где с 1 января 2003 года начал работать суд присяжных.

Следующий этап теперь уже кардинальных перемен в структуре и работе областных и равных им судов пришелся на начало десятых годов XXI века, когда существенное влияние на работу всех коллегий Новосибирского областного суда оказала  реформа процессуального законодательства – принятие Федерального закона от 09.12.2010 № 353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым с 1 января 2012 года была значительно модернизирована процедура обжалования судебных актов.

Апелляционное производство с этого времени предусматривает обязанность суда апелляционной инстанции повторно рассмотреть дело и вынести итоговый акт, не передавая дело на новое рассмотрение. Как следствие, изменились сущность и подходы к кассационному производству как способу проверки вступивших в законную силу судебных актов.

Аналогичные изменения, вступившие в силу 1 января 2013 года, были внесены Федеральным законом от 29.12.2010 № 433-ФЗ и в Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Учитывая цель поправок – усовершенствование проверки законности и обоснованности принимаемых в порядке уголовного судопроизводства актов, для всех судов общей юрисдикции  был введен единый апелляционный порядок проверки не вступивших в законную силу судебных решений по уголовным делам.

10 января 2013 года из судей судебной коллегии по гражданским делам была образована административная коллегия.

Дальнейшее совершенствование процессуального законодательства ставило все новые задачи перед судьями Новосибирского областного суда.

15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, принятие которого было обусловлено  необходимостью практической реализации конституционно-правовой нормы, устанавливающей административное судопроизводство как специальную форму судебной власти. Рассмотрение административных дел в соответствии с данным нормативно-правовым актом был отнесено к компетенции судей административной коллегии, что в последующем привело к увеличению ее численного состава, преимущественно за счет гражданской коллегии, исходя из специфики отношений, регулируемых названным кодифицированным законом.

8 декабря 2016 года состоялся IX Всероссийского съезда судей, вошедший в историю тем, что поддержал концепцию дальнейшего развития судоустройства системы судов общей юрисдикции, подготовленную Верховным Судом Российской Федерации, о создании самостоятельных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, структурное выделение которых, не связанное границами административно-территориального деления, позволит унифицировать построение  судебной системы Российской Федерации и оптимизировать судебную нагрузку.

Как следствие, с 1 сентября 2019 года в Российской Федерации начали свою деятельность, девять кассационных судов и пять апелляционных судов общей юрисдикции, Кассационный военный суд и Апелляционный военный суд. Значение данной реформы трудно переоценить, поскольку пересмотр вступивших в законную силу судебных актов мировых, районных, областных (краевых и приравненных к ним) судов стали осуществлять вновь образованные судебные инстанции, территориально, организационно и функционально отделенные от судов первой инстанции.

Целью нововведений являлись  наиболее полное обеспечение реализации конституционного права  граждан и юридических лиц   на судебную защиту, повышение доверия общества и граждан к судебной власти, снижение коррупционных рисков.

На деятельность Новосибирского областного суда данная реформа оказала существенное влияние в нескольких аспектах.

Как и в других судах субъектов, подверглась изменению  штатная численность нашего суда. Количество судей, с учетом руководящего состава, уменьшилось до 81, количество государственных гражданских служащих изменилось с 177 до 155 человек, что не могло не отразиться на еженедельной нагрузке на одного судью в условиях, когда количество рассматриваемых дел является стабильным без тенденции к снижению.

С началом работы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции изменилась структура и функции областных и равных им судов. Президиум теперь выполняет организационные функции: утверждает составы судебных коллегий, заслушивает отчеты из председателей, работы аппарата суда и др. Новосибирский областной суд – это большой коллектив, способный оперативно решать все задачи, которые  ставит перед судебной системой государство и общество.

 За 100 лет неоднократно менялось название, шла и идет смена поколений, работающих в суде людей, но неизменно остается одно – он уже целый век обеспечивает право граждан на судебную защиту. Неукоснительное следование принципу верховенства закона и обеспечение единообразия судебной практики, работоспособность и ответственность за каждое вынесенное решение, профессионализм во все времена отличают судей и работников аппарата Новосибирского областного суда и позволяют достойно выполнять все задачи, которые ставит перед судом государство для защиты своей территориальной целостности, прав и законных интересов всех, кто ищет защиту в суде.

Х Всероссийский съезд судей, прошедший в Государственном Кремлевском Дворце с 29 ноября по 2 декабря 2022 года, обозначил перед судебной системой магистральные направления, обеспечивающие совершенствование судебной системы, развитие норм материального и процессуального права, развитие правового статуса судей, работы по соблюдению принципов независимости и невмешательства в судебную деятельность и многим другим вопросам.


Путин В.В.

Лебедев В.М.

Зорькин В.Д.

Момотов В.В.

 


 


Председатель Верховного суда Российской Федерации Вячеслав Михайлович Лебедев, выступая перед его делегатами, сказал: «Верховным Судом Российской Федерации, органами судейского сообщества и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации проведена определённая работа по совершенствованию судоустройства, судопроизводства, правового статуса судей и обеспечению деятельности судов. Судейским сообществом России высказано достаточно много новых предложений, направленных на повышение эффективности правосудия. Убеждён в том, что решения X юбилейного Всероссийского съезда судей внесут достойный вклад в обеспечение верховенства права, устойчивого развития общества». Судебная система Новосибирской области готова к реализации поставленных на съезде задач.