25 мая 1925 года Президиум ВЦИК утвердил создание Сибирского края. Территория районированного Сибирского края составляла 3776043 кв. км. с населением 7736716 человек. На ней размешалось 269 райисполкомов и 5899 сельских Советов. А это 16 округов и одна автономная область — Ойротская. В конце 1926 года в крае стало 19 округов и две автономные области — Ойротская и Хакасская.

Ни один край, ни одна область, ни одна губерния в стране не имели таких специфических особенностей: обширность территории, удаленность отдельных районов от административных центров на огромные расстояния, отсутствие во многих местах средств коммуникаций, национальные особенности и др. Основным транспортом был гужевой. Все, что находилось севернее Транссиба, уже относилось к труднодоступным местностям.

Новониколаевск становится административным центром всей Сибири. 12 февраля 1926 года Постановлением ЦИК СССР утверждается решение Краевого съезда Советов о переименовании города Новониколаевска в город Новосибирск. В городе проживает уже 120 128 человек.

Сибирский краевой суд располагался по адресу ул. Каинская, 1, куда в 1924 переехал Новониколаевский губсуд (предшественник Сибкрайсуда).По этому адресу располагалось здание, построенное в 1908 году «Дом товарищества «Доверие». Пример конторского общественного здания Новониколаевска начала XX века — расположен в исторической части города и вместе с соседним зданием Заезжего двора, соединенным с ним общими воротами, образует городскую усадьбу. Двухэтажный Г-образный в плане кирпичный дом выходит двумя главными равнозначными фасадами на Красный (бывший Николаевский) проспект и ул. Каинскую. Пережил большой пожар 1909 года, уничтоживший 1/3 часть города. Дом признан памятником архитектуры регионального значения (решение облисполкома № 53 от 16.02.1987).

Первые шаги по формированию Сибирского краевого суда органы государственной власти (Сибкрайком ВКП(б) и Сибревком) начинают предпринимать еще в начале 1925 г. Тогда из Иркутска отзывают заместителя председателя Губсуда Виктора Андреевича Бранецкого, а затем в помощь ему прикомандировывают и Михаила Васильевича Кожевникова. С именами этих руководителей связано становление Сибирского краевого суда.

В апреле 1925 года на совещании председателей Сибирских губернских судов по настоянию его участников была принята программа новой реорганизации судебной системы Сибири, в которой содержались требования открытия в Сибири краевого суда и расширения сети судебных участков по одному на каждый район и следственных — по одному на два района с выделением ассигнований необходимых для этих целей.

Вся предварительная организационная работа по созданию Сибирского краевого суда началась еще до принятия официальных решений соответствующими государственными органами. И к ноябрю 1925 года, когда была декретирована структура Сибирского краевого суда в составе пленума, президиума, уголовного и гражданского отделов как в краевом центре, так и в 5 округах бывших губерний в качестве постоянных судебно-кассационных сессий Крайсуда и кассационной коллегии, он фактически функционировал..

К подсудности Сибирского краевого суда в 1925 г. отнесены, с последующей их реорганизацией, Енисейская, Омская, Алтайская губернии, а с середины 1926 вошел и Иркутский губсуд Общее количество штатных работников в судах — 1400 человек.

8 декабря 1925 г. бюро Сибкрайкома партии утверждает состав президиума Сибкрайсуда: председатель – М.В. Кожевников, первый заместитель председателя по уголовным делам – В.А. Бранецкий, второй заместитель по гражданским делам – А.М. Алифанов. Состав Крайсуда утвержден в количестве 81 члена и 27 кандидатов.

В аппарат Сибкрайсуда изначально были включены почти все судебно-следственные сотрудники Новониколаевского губсуда – большинство из его списочного состава – 41 человек. Средний стаж судебно-следственной работы у всех был от 7 до 15 лет, а средний возраст от 29 до 33 лет. Кроме двух кандидатур, все были выходцами из рабочих и крестьян.

На 1 августа 1926 г. значились членами Крайсуда 58 человек, кандидатами — 20.

На 1 октября 1926 г. штатный состав Краевого суда с президиумом состоял уже из 69 человек.

Общее число судей в крае на октябрь 1926 года составляло 193 человека, из них — 165 мужчин и 28 женщин.

Руководство советского государства отчетливо понимало, что в связи с преобразованиями, произошедшими в обществе к 1926 году, необходимо менять законодательство. Требовалось взамен нескольких ранее принятых и действующих особых положений о судоустройстве в отдельных регионах дать одно положение о судоустройстве для всех органов юстиции в краевых и областных объединениях и включить его в новое «Положение о судоустройстве в РСФСР». Документ приняли очень быстро: в июне 1926 Наркомат юстиции РСФСР внес в Совнарком РСФСР проект нового Положения, а через пять месяцев, 19.11.1926, его уже ввели в действие.

Из общего ряда для суда выделяются две очень значимые задачи— ограждение завоеваний пролетарской революции и осуществление революционной законности в личных и имущественных отношениях граждан. Время требовало защиты интересов революции, а суд, как орудие государства, должен был стоять на страже этих интересов.

В 1926 году на территории РСФСР была установлена следующая единая система судебных учреждений:


Схема судоустройства РСФСР 1926 год


После отъезда Кожевникова с 1928 по 1930 год председателем Сибкрайсуда был Георгий Яковлевич Мерэн. К 1 сентября 1928 года Сибирскому краевому суду были предоставлены кассационные права Верховного Суда РСФСР, в связи с чем для укрепления штата квалифицированными кадрами в Сибкрайсуд переводятся опытные судьи из окружных судов Сибирского края.

В 1928 г. в аппарате Сибкрайсуда было уже 140 человек. Из них мужчин – 94, женщин – 46. Членов ВКП(б) – 35,25 %.

Среди категорий дел, рассматриваемых судами в 20-е годы, можно выделить несколько основных, которые очень достоверно показывают государственную политику того времени: о ликвидации бандитизма, о борьбе с хулиганством и самогоноварением, дела о хлебозаготовках.

Эти дела стояли на постоянном контроле у Сибкрайсуда и нарсудьям по ним направлялось наибольшее количество директив. Помимо судов эти дела стояли на партийном контроле, именно по ним чаще всего приходилось докладывать председателю суда на различных партконференциях, бюро Крайкома ВКП(б), пленумах, активах.